ГОРОД
«Если прогорю, у меня останется лучшая библиотека в городе»
В Краснодаре открылся книжный магазин, каких в городе ещё не было. Его основатель Анна Кадикова рассказала, как договаривалась с независимыми издательствами и почему южан не стоит считать колхозанами.
Анна Кадикова — книжный редактор. 2 года училась профессии в Краснодаре, а после перевелась в Петербург. Всегда хотела работать в хорошем издательстве, но туда попасть не так уж и просто, поэтому 3 года она отработала в полиграфии, 1 год — в рекламе. Когда Анну всё же допустили до текстов, у неё уже был план. Какой? Читайте далее.

Фото: Алина Десятниченко
Про миссию и конкуренцию

Несколько лет проработав в околокнижной сфере, я изучила всю её «кухню» от и до. А когда стала заниматься текстами, поняла, что уже перегорела. К тому моменту закончила магистратуру и знала больше, чем требовал того текст. Мне стала интересна культура чтения. В Питере она сильная и независимая — там много классных магазинов. Возвращаясь в родной Краснодар, я понимала, что таких мест тут нет, один «Кот учёный». Правда, ровно за два месяца до моего приезда открылось новое. Я была в панике — неужели конкуренты!? Зашла туда, увидела основных издательских игроков и успокоилась. У меня миссия и жёсткая концепция — я везу дефицит, то, чего в городе нет. Потому что возить книги от одного поставщика, как это делают все, проще, чем от тридцати, как это делаю я. Но все независимые так и живут.

Единственный критерий отбора — моё мнение. Если мне это близко, я это везу. Я везу то, что люблю сама и то, чего в городе нет вообще. Перед открытием я не делала никаких исследований, но ориентировалась на свой круг общения. Это, например, «ЧГКашники» (игроки «Что? Где? Когда» — прим. ред). Они часто приезжали к нам в Петербург и ходили в книжные за конкретными вещами: за издательством Ивана Лимбаха, «Лимбусом» и т.д. В Москву также они ездили закупаться, там есть замечательный магазин «Фаланстер». И я сделала вывод, что таких людей больше, чем я знаю. Поэтому деньги в магазин я вкладывала с той мыслью, что даже если прогорю, у меня будет лучшая библиотека в городе.

Я ко всему готова. Бизнес и конъюктура рынка у нас сейчас интересные. Никто не отменял сетевые магазины, демпинг, «Озон» и «Лабиринт». Конкуренция с этой стороны достаточно сильная, но я ориентируюсь на людей, которым нужна «живая» книга, нужна атмосфера, антураж и человек, с которым ты можешь поговорить.


Я была в панике — неужели конкуренты!? Зашла туда, увидела основных издательских игроков и успокоилась. У меня миссия и жёсткая концепция — я везу дефицит, то, чего в городе нет.
Про отказ продавать Донцову и формирование культуры

Год мы с мужем занимались подготовкой, я обращалась за консультацией к основателям магазина «Все свободны» в Петербурге. Поддерживаю с ними связь и опираюсь на их опыт, потому что ментальность региона не настолько отличается от столиц, как говорят. Всегда настаиваю на том, что не надо делать из нас колхозанов. Если мы тут выросли нормальными людьми, значит есть и другие люди, которые захотят почитать хорошую книжку, умную.

Если мне придётся продавать Донцову, я просто закроюсь. Это принципиально. Зачем ещё один такой магазин, их достаточно. По этой же причине я и не продаю классику, её везде полно. Хотите классику — идите в «Читай город». У нас в магазине и сортировка не по жанрам, а по издательствам. Если человек с этими издательствами не знаком, то он, пройдя вдоль полок, сам всё поймёт. Ещё я всегда тут и всегда готова помочь.

Считаю, что нужно не только соответствовать той культуре, что есть сейчас, нужно её формировать. Кто-то же должен этим заниматься, пусть это будем мы. У нас есть детская литература, замечательная, которую тоже редко где найдёшь: для маленьких детей, для подростков. Ребёнок растёт и учится читать на книгах, которые им дают родители. Так пусть это будут книги хорошего уровня, с классным оформлением, графикой.

Пока мы не планируем никаких мероприятий, есть магазины, которые ориентированы на это. Пока это не наша история. Мы выходим в этом году на «Гик пикник». Будем там 2 дня, здесь закроем магазин. Поговорим с людьми, если выяснится, что есть потребность возить авторов книжек в Краснодар, будем договариваться и везти. Просто сначала надо понять, нужно ли это вообще людям.

Я была в панике — неужели конкуренты!? Зашла туда, увидела основных издательских игроков и успокоилась. У меня миссия и жёсткая концепция — я везу дефицит, то, чего в городе нет.
Если мне придётся продавать Донцову, я просто закроюсь. Это принципиально.
Фото: Алина Десятниченко
Фото: Алина Десятниченко
Фото: Алина Десятниченко
Фото: Алина Десятниченко
Left
Right
Нет ни у кого надежды заработать на книжном миллион, мы не для этого открывались.
Про название, цены и помещение

Мы сначала пришли к названию. «Чарли» — звучит хорошо и похоже на кличку собаки. Подумали, что и логотипом можно сделать собаку. Хотим её завести, но пока нельзя, так пусть тогда будет хоть воображаемая.

Цена книги в нашем магазине зависит от цены издательской. 450 рублей — средняя по рынку. Расплатиться уже сейчас можно и картой, и наличными. И поверьте, нет ни у кого надежды заработать на книжном миллион, мы не для этого открывались. Это больше элемент культуры.

Про помещение целая история. Мы 1,5 месяца ждали уже найденное помещение — частный дом, с ремонтом и выходом на улицу. Но была волокита с документами. Потом мой бывший преподаватель Олег Панаэтов привёл меня сюда — в купеческий дом 1909 года. Познакомил с будущими соседями — девочками, которые создали проект «Фудрайдер». Я тогда подумала, если моё помещение будет хотя бы похоже на то, что у них — мне подходит. Через 2 дня нашла хозяев, сразу сняла помещение и получила добро на ремонт. Ничего особо не меняли, сняли тканевые обои, покрасили стены, дверь и балкон. Всё остальное осталось неизменным в интерьере.


Фото: Алина Десятниченко
Чек-лист для читателя:

Адрес магазина: ул. Красная, 69, вход во двор
Время работы: с 11:00 до 21:00
Оплата: наличные и безналичные
Инстаграм-аккаунт: @charlie_krd
VK: vk.com/charliebooks
Благодарим за сотрудничество и фотосъёмку Алину Десятниченко/desyatnichenko.com
Made on
Tilda