статья
Как купить свое первое искусство и не облажаться
CEO бренд-агентства БУНТ Наиля Асланова так классно описала процесс покупки первого искусства в своих соцсетях, что невозможно было не вдохновиться темой. Всё случилось неожиданно: полгода выставок, консультаций, встреч с художниками — и вдруг тот самый мэтч. Единственная проблема — картина никак не хотела сочетаться с интерьером квартиры. «Когда начала представлять картину в доме, поняла, что хочу менять мебель, делать перестановку…» — писала Наиля в Telegram-канале. Для Наили покупка искусства стала следствием переосмысления себя — текущего визуального стиля, смыслов, которые ее вдохновляют.

ЩУКА решила разобраться в замысловатом процессе художественного коллекционирования — вдруг все окажется гораздо проще, чем мы считали (спойлер: не оказалось). Для этого мы поговорили с Софьей Карповской — соосновательницей сервиса арт-консьержа LOBBY. Получился ультимативный гайд по покупке первого искусства.
Например, не столкнуться с тем, что картина не пролезает в лифт
(1) Наиля Асланова с картиной Олеси Лавриненко. Источник фото: соцсети Наили
(2) Софья Карповская. Источник фото: соцсети Софьи
Софья предлагает начать не с гугла и не с торгов Sotheby’s, а с вопроса себе:  зачем вы покупаете искусство? Вы действительно собрались стать коллекционером? Ваши первые покупки — это ядро будущего собрания? Какая у него тема? Какой фокус? Или все-таки ваша цель — украсить дом? Как только вы честно ответите на эти вопросы — вы сформулируете цель, и это упростит ваш выбор. Рынок предлагает огромное количество объектов, и без цели глаза разбегаются. А когда вы понимаете, о чём ваша коллекция, легче отказываться от лишнего.

У Наили, например, цель была четкой: самовыражение. «Мне важно транслировать, кто я, через визуальные медиумы — моду и окружение», — говорит она. Именно поэтому хайповые имена и «обязательные» авторы в списке не стояли. Хотелось, чтобы искусство не просто вписалось в пространство, а отразило её саму.
Четко поставьте цель
LOBBY рекомендуют в первый год совсем не делать покупок, чтобы позже не разочароваться и не захотеть все продать. Софья считает, что лучше потратить этот бюджет на самообразование. Музеи, ярмарки, частные показы, арт-медиа — всё это помогает развить вкус: «В начале пути взгляд почти всегда тянется к чему-то фигуративному и узнаваемому, в приятных цветах и оттенках. А потом всё меняется».
Наиля дала себе полгода на насмотренность. За это время она успела заглянуть в Cosmoscow, Blazar, пообщаться с художниками, в том числе благодаря арт-экосистеме ArtFlash, где попала в collector’s track. «Мне было важно избежать ситуации, когда я покупаю что-то модное, но не свое», — говорит она.

Важно: это не значит, что если вы увидели жемчужину для своей коллекции сразу, нужно её упускать. Искусство — это в первую очередь про удовольствие, про самопознание. Главное, не забывайте, что насматривать глаз — необходимость. В какой-то момент он начнет «работать» как компьютер, четко различая, что хорошо, а что плохо. Но до этого еще нужно дойти.
Отложите покупку на год
Источник фото: личный архив Софьи Карповской
Сначала четко разделим профессии арт-дилера и арт-эдвайзера. Арт-дилер — это человек, который представляет в первую очередь интересы определенного пула художников. А значит, вы (не всегда, но все же) рискуете оказаться с коллекцией на базе склада конкретной галереи.

Работа с эдвайзерами же сродни походу в ателье, где вы заказываете платье индивидуального пошива, которое не увидите ни на ком другом. Хороший эдвайзер позволяет вам собрать более целостную коллекцию — не зациклиться на предпочтениях одного галериста, а всё-таки проявить себя, свой характер, найти и поддержать тот круг художников, который близок именно вам.

Это совсем не значит, что вы не справитесь самостоятельно — просто, вероятно, столкнетесь с внушительным количеством подводных камней.
Не спешите обращаться к услугам арт-дилеров
Люди думают, что самое сложное — купить. Это не так. Софья уверена, что если вы покупаете в проверенной галерее, которая участвует в международных ярмарках — скорее всего, это будет хорошая покупка.

Часто коллекционеры (причем не только новички) забывают о базовых вещах. Например: а как работу доставить в Россию? Кто доставит? Кто обрамит? Как обрамит? А сколько это будет стоить? А пройдёт ли она в дверь? А в лифт? Нет ли слаботочки по оси сверления? Доставка и монтаж — особенно для нестандартных объектов — часто оказывается задачей со звездочкой. Если работа выполнена скажем, из окисленного металла  — он продолжит ржаветь и после покупки. Это может испортить стену или пол. Нужно продумывать технические решения.

Современное искусство — это не всегда холст и масло, оно требует знаний для дальнейшего владения. Когда рядом есть арт-эдвайзер с опытом — вы избегаете сюрпризов. Не придётся заносить объекты через окно или осознавать уже на примерке, что они не помещаются в выделенный проем. Или что обрамление вашему холсту категорически не подходит.

Арт-эдвайзер берет под контроль и документальную дисциплину. Сертификаты часто теряются и хранятся абы как, или забываются в галереях вовсе, а потом в самый неподходящий момент становятся очень необходимыми.

Решившись на самостоятельную покупку, продумайте процесс «от и до». «Транспортировка, страховка, монтаж, консервация и хранение работы — об этих вещах новички редко задумываются, но, на самом деле, это тоже мышцы, которые тренируются, этот навык приходит», — подчеркивает Софья.
Будьте готовы к техническим трудностям
Источник фото: личный архив Софьи Карповской
«Ценный художник — тот, кто изобрёл собственный язык. Он новатор, но встраивается в контекст уже существующего визуального кода. Он одновременно ни на кого не похож, при этом содержит в себе очень много отсылок к уже виденному тобой искусству», — отмечает Софья. Отличное упражнение для новичков: открыть каталог вечерних торгов Phillips и задать себе вопрос — ваша находка туда впишется?  Это развивает глаз и помогает понимать ценность объекта, в том числе и в денежном смысле.

Сама же Софья купила первую работу у своей подруги — Юлии Иосильзон: «Мы дружили в школе, и тогда Юля готовилась к выставке в галерее Триумф. Мне было важно, чтобы работа радовала и чтобы я знала, кто стоит за ней».

Сейчас Юлия сотрудничает с международными галереями, выставляется в Нью-Йорке и Японии. «Тогда, в начале, у неё уже был уникальный язык, — говорит Софья, — и он до сих пор остается узнаваемым, хотя и трансформировался». С тех пор, коллекционирование для Софьи во многом — про дружбу, коммуникацию и бескомпромиссный взаимообмен: «Вы окружаете себя талантливыми людьми, поддерживаете их, черпаете вдохновение в их творчестве и взглядах, а затем радуетесь тому, как вместе с их развитием происходит и ваш „рост“».
Оцените ценность художника
(2) Работа Solar, Юлия Иосильзон. Источник фото: соцсети Юлии
(1) Юлия Иосильзон. Источник фото: соцсети Юлии
«Любой бюджет подойдёт для старта», — говорит Софья. Сейчас в России, по ее словам, уникальная ценовая политика на искусство. У нас всё ещё можно собрать достойную коллекцию локального современного искусства по цене хорошей иномарки. Графика — отличный старт: дешевле, легче хранится (но выцветает — держите в уме). Все зависит от вашей стратегии — хотя сама Софья выступает за то, чтобы покупать один-два значимых объекта в год, а не пятнадцать маленьких, аккуратненьких, но несущественных работ.
Хотя, как отмечает Софья, если мы говорим о коллекции, которая будет интересна не только здесь, но и в мире — нельзя отрываться от глобального контекста. Стоимость входного билета в эту лигу, отлична в разы.

Наиля не называет сумму, но делает акцент на ценности: «Я платила за вещь, которая была важна для меня. И хотела, чтобы это был обдуманный выбор, а не случайная покупка».
Определите бюджет
(1) Работа «Райский сад», Анна Слобожанина. Источник фото: сайт Анны
(2) Работа Aeterna renascentia, Александра Пацаманюк. Источник фото: Соцсети LOBBY
(3) Незаконченная работа Forgive me, I’m Sleepwalking, Оля Австрейх. Источник фото: соцсети Оли
На вопрос «За кем сейчас следить на арт-рынке?» Софья говорит, что лучше поделится именами тех, кто за последнее время понравился лично ей.

  • Анна Слобожанина — её работа была в первой кураторской подборке на платформе «Платформ». Это была почти двухметровая крапива, вышитая жемчугом, растущая из старинного сундука. Анна готовит большой сольный проект, и Софья отмечает, что в LOBBY его очень ждут.

  • Александра Пацманюк — художница из Санкт-Петербурга. Анна возрождает, точнее, сохраняет уходящую технику гравировки по хрусталю. Недавно показали в LOBBY её «жар-птицу» — скелет, напоминающий тираннозавра, который парит как мобиль под сводами наших пятиметровых арок: «Это действительно что-то грандиозное, масштабное, то, чего я не видела еще ни у кого. Я думаю, что у Саши большое будущее».

  • Оля Австрейх — LOBBY показывали её в рамках программы Load Belief (это вообще такая программа, которую мы придумали для того, чтобы поддержать молодых художников, которые пока не поддерживает ни одна другая галерея). После выставки она получила стенд на Cosmoscow, стала одной из немногих художниц, которая выиграла резиденцию у Трейси Эмин. Софья уверена, что Олю ждет большая карьера.
Следите за арт-рынком
«Вообще, талантливых художников много. Эти трое — просто примеры. В LOBBY мы стараемся щедро подсвечивать всех, кто нам импонирует, и не только через LOBBY Believe,  но и в формате еженедельных дайджестов, которые публикуем на нашем канале. Следите, мы плохого не посоветуем», — добавляет Софья.
А дальше — начинается самое интересное. По опыту Наили, искусство не просто встраивается в вашу жизнь. Оно её перестраивает. «Это как камень, который ты бросаешь в воду, и по инерции запускаются круги», — пишет Наиля в Telegram-канале.
Каждое утро она просыпается и смотрит на картину Олеси Лавриненко. Искусство становится способом соприкосновения со своими теневыми сторонами — всем тем, что мы обычно избегаем и не принимаем в себе: «Для меня это про приглашение быть с собой в согласии и коннекте». И это делает Наилю счастливее.
И что дальше?
Поделиться статьёй в соцсетях
Подпишись на местную ЩУКУ в Telegram и Instagram* и узнай о всех крутых местах страны одним из первых.
Дата материала: весна 2025