Пару лет назад стандарты ресторанных проектов взлетели до небес — иногда, чтобы попасть в любимое место, нужно было бронировать не столик, а билет на самолет. О феномене «гастроэмиграции» заговорили громко: многие российские проекты решили переехать в Эмираты, Грузию и Европу. Казалось, индустрия достигла нового уровня и картинка успешного будущего почти сложилась, но не все ожидания оправдались.

Многие заведения, полюбившиеся аудитории еще в России, за границей стали исчезать. Например, в августе «Черный кооператив» прямо сказали у себя в соцсетях: «К сожалению, проект не достиг своих финансовых целей». И кофейня в Тбилиси закрылась.

Сегодня мы задаемся вопросом — была ли волна переездов шагом вперед или это оказался просто дорогостоящий тренд. ЩУКА пообщалась с теми, кто прошел длинный путь от идеи до открытия. Теперь рассказываем, как чувствует себя гастро бизнес в эмиграции.

Как дела у российского гастро за границей

Людям эмигрировать тяжело, бизнесу — еще тяжелее.
статья
Ресторан Loona в Дубае. Фото: сайт loona.ae
1) Ресторан Loona в Дубае. Фото: сайт loona.ae
2) ABC Coffee Roasters в Дубае. Фото: соцсети ABC Coffee Roasters
ABC Coffee Roasters в Дубае. Фото: соцсети ABC Coffee Roasters
Пару лет назад все больше наших рестораторов стали принимать решение уехать за рубеж. Новые возможности, не искушенная публика и желание удивлять самобытным подходом звучали очень многообещающе. Открывались проекты от Novikov, Duo, ABC, Pizza 22 cm и AVA.

Эйфория быстро сменилась реальностью. За границей рестораторам пришлось тонуть в регламентах и документации, долго подбирать себе команду и искать аудиторию. Людей, которые бы разделяли подход к твоему проекту, найти оказалось сложнее, чем помещение.

Основатель бара «Birja», Макс Малыхин комментирует ситуацию так:
«Главная проблема всех рестораторов за рубежом, что они открывают проекты для своей национальности, поэтому круг людей, кто приходит — крайне узкий». 
Бизнес Малыхина стал одним из первых успешных кейсов, о котором громко заговорили еще пару лет назад. Ресторатор приехал с идеей создания бара возле дома, в который, как отмечал Макс в интервью с 1tab, стал ходить весь Тбилиси.
Начало ресторанной эмиграции
Максим Малыхин — ресторатор, основатель бара Birja. Фото: соцсети Максима
1) Максим Малыхин — ресторатор, основатель бара Birja. Фото: соцсети Максима
2-4) Бар Birja. Фото: соцсети Birja
Бар Birja. Фото: соцсети Birja
Запрос зарубежной аудитории
Привычки и ожидания гостей поначалу могут сбить с толку. Кажется, что публика не меняется, но в Европе, например, запросы и ритм совсем другие. Оказывается, что гости ценят не пристальное внимание официантов, а расслабленную атмосферу и качество кухни — рассказывает Антон Абрезов, бывший сооснователь и шеф проектов «Zulu Bistro» и «Lisbon Kebab Station».

Опытным путем Антон выяснил, что зарубежная аудитория более консервативна, поэтому окупаемость проектов здесь может занимать до пяти лет. Если в Москве к новому месту сразу выстраиваются очереди, то в Европе нужно время привязаться и привыкнуть к бренду.

Бизнес-проекты Антона тоже прошли испытание аудиторией: на плаву осталась LKS, которая смог собрать большую и лояльную аудиторию. «Важно учитывать, что иммигранты в новых странах фактически обнуляют свой социальный капитал, который был в родной стране», — отмечает Абрезов, поэтому любая прибыль от ресторана за рубежом уже достойна уважения. 
Антон Абрезов — шеф-повар и ресторатор, основатель проектов Lisbon Kebab Station и Zulu Bistro. Фото: соцсети Антона
1) Антон Абрезов — шеф-повар и ресторатор, основатель проектов Lisbon Kebab Station и Zulu Bistro. Фото: соцсети Антона
2-4) Lisbon Kebab Station. Фото: соцсети Lisbon Kebab Station
Lisbon Kebab Station. Фото: соцсети Lisbon Kebab Station
Что станет с российскими проектами
В инфополе все больше слов о том, что бум проектов сходит на спад. По словам экспертов, «страдают» российские рестораторы чаще всего в Азии и Эмиратах.
«Сейчас многие проекты уже закрылись или находятся на стадии закрытия. То, что хорошо работает, например, в Москве, не дает никакой гарантии, что хорошо будет работать в Дубае» — отмечает сооснователь Angel Cakes, Дима Тутков.

В противовес прогнозам выступают кейсы Lucky Group. За 2025 год команда Senti Menti, J’pan, Cook и других известных московских проектов открыла новую точку притяжения в Ереване. А к Новому году, как пишет РБК, будут на слуху проекты в Абу-Даби.  Хотя, не можем не отметить, что сложно сравнивать большую ресторанную группу с единичными открытиями. Возможно, большой секрет в том, что деньги на зарубежный бизнес все равно приходится зарабатывать в России.
Дмитрий Тутков с женой Алиной — ресторатор, сооснователь международной сети кафе Angel Cakes. Фото: соцсети Дмитрия
1) Дмитрий Тутков с женой Алиной — ресторатор, сооснователь международной сети кафе Angel Cakes. Фото: соцсети Дмитрия
2-4) Angel Cakes. Фото: соцсети «Angle Cakes»
Angel Cakes. Фото: соцсети «Angle Cakes»
Поделиться статьей в соцсетях
Подпишись на местную ЩУКУ в Telegram и Instagram* и узнай о всех крутых местах страны одним из первых.
Дата материала: осень 2025