Пока миллениалы шутили, что уйдут в монастырь, зумеры собрались — и правда ушли. Только не навсегда, а в своеобразный отпуск. Хотя, на фоне любви к Кадышевой и баням, «монастыринг» довольно органично вписывается в общий тренд на «русскость». Мы нашли зумеров, которые пожили в монастыре, и попросили их поделиться своим опытом — а еще объяснить, что вообще сподвигло их на такой радикальный «отдых».

«Монастыринг» или как зумеры изобрели бесплатный ретрит

Шутки про «еще один дейт, и я ухожу в монастырь» выходят из-под контроля.
статья
Если коротко, это новый формат ретрита. Еще в 2023 году блогерка Анастасия Ащеулова поделилась видео о своем опыте жизни в монастыре —  тренд разлетелся быстрее, чем кто-либо предполагал, а сейчас, кажется, достиг пика. Зумеры нашли свою «романтику» в общем труде, постной кухне и полном отключении от цифрового шума. Короче, hard-mode digital detox is on. 

Может показаться, что монастыринг напоминает отпуск или альтернативу психотерапии, где ни за что не надо платить. По словам тех, кто пробовал, это работает только тогда, когда за поездкой стоит искренняя мотивация — желание отключиться от шума и взглянуть на себя в другой реальности.
Что вообще такое монастыринг
Почему зумеры хотят в монастырь
Анастасия Ащеулова говорит, что она мечтала пожить в монастыре с детства, для нее это был не столько эксперимент, сколько естественный шаг: «Для любого православного рано или поздно встает вопрос — быть в миру или посвятить себя Богу».  Но далеко не все отправляются в монастырь по религиозным причинам. Например, наша героиня Кристина Дмитриева поехала на ретрит, чтобы отдохнуть от городского однообразия:
Рутина напоминала дашборд. Сон, питание, отношения — все оптимизировано. Я почувствовала голод по аутентичности, захотелось прикоснуться к живой истории.
Рутина напоминала дашборд. Сон, питание, отношения — все оптимизировано. Я почувствовала голод по аутентичности, захотелось прикоснуться к живой истории.
А вот Диляра Галиева оказалась в монастыре почти случайно. Вместе с подругой они планировали поездку в Ярославль, выбирали гостиницу — и та предложила остановиться в монастыре: «Она практиковала такое в более молодые годы, решила повторить и заодно показать мне».

На прямой вопрос «Ты веришь в бога?» все отвечают по-разномую. Кто-то уверенно говорит «да». Диляра отвечает: «В бога я верю, но ни к какой религии себя не отношу». А Кристина признается: «Для меня религиозный вопрос открыт: я нахожусь в состоянии поиска».
Быт и трудничество
Поездка в монастырь — это не «отдых в тишине» в привычном понимании. Каждый день здесь расписан: ранний подъем, службы, работа, совместные трапезы. Важная часть опыта — жизнь трудником, когда ты становишься частью общины и берешь на себя бытовые обязанности.

«Ты встаешь, едва рассвело, идешь на утреннюю службу, потом работа — перебираешь картошку или занимаешься другими послушаниями. Задачи кажутся простыми, но именно эта рутина освобождает пространство для внутренней работы», — делится Кристина. Утренняя служба в шесть утра, трапеза, потом уборка храмов, помощь в лавке или на кухне, обед в три часа, вечернее богослужение длиной в три часа.

Если вы избегаете ночевок в хостела, монастыри — точно не для вас. В женской келье «убранство» обстоит так: десять девушек в комнате, общий душ, стиральная машина и утюг, место для чая и разговоров — все просто, но уютно. А вот другой наш герой Святослав сравнивает монастырский ритм с армией: «График строгий, работа распределена, все вместе на трапезе. Спали в кельях по двадцать человек на двухъярусных кроватях. Работы много, тяжелой».

Праздничные службы — отдельный повод подгадать поездку в монастырь. Диляра попала в монастырь на Троицу. Она вспоминает, что повсюду стояли березовые букеты, храм был щедро украшен.
почему монастыринг работает
Монастыринг полностью меняет среду. Здесь нет привычных отвлекающих факторов, зато есть строгий распорядок, совместный труд и тишина, которая сначала кажется непривычной, а потом становится самой ценной частью опыта. Кристина сравнивает монастринг с шок-терапией, где ты добровольно помещаешь себя в обстановку, абсолютно противоположную всему, что ты знаешь.
Это самый мощный и аутентичный ретрит, который к тому же не требует бюджета.
Это самый мощный и аутентичный ретрит, который к тому же не требует бюджета.
Все, с кем мы общались, подчеркивают терапевтичный эффект от резкого выхода из привычного ритма. Диляра рассказывает: «Несколько дней в монастыре могут увести от суеты жизни и настроить на умиротворенный лад. Это знакомство с совершенно другим миром, который существует за этими стенами». 
какого эффекта ждать
Кристина говорит о «внутреннем якоре», который помог ей снизить тревожность: «Стала чаще спрашивать себя: а насколько это важно?». Анастасия почувствовала, что стала спокойнее и меньше зависит от материального. Елена считает, что опыт жизни в общине стал для нее уроком: «Очень многое поняла про себя, оценила свою жизнь со стороны. Это помогло стать проще в хорошем смысле».

Диляра признается, что у нее просто остались классные воспоминания: «Дорога до монастыря была очень веселой. Мы шли от Ярославля до Толгского монастыря пешком. Нас накрыл дождь, и это было довольно весело. Мы представляли, в каком виде нам предстоит появиться перед монахинями. Было немного стыдно, потому что платья были очень мокрые, липли к телу. Короче, неприятно».
А что об этом думает церковь
Священнослужитель Давид Бобров отмечает, что монастырь открыт для любого человека, даже если он далек от церковной жизни. Главное — уважение к месту и его укладу. «Каждый, кто приезжает с уважением к обители, ее правилам и атмосфере, будет встречен тепло и спокойно — ведь не монахи ищут человека, а сам человек открывается для нового, ищет настоящего духовного опыта».

Тренд на трудничество Давид считает волне объяснимым — и видит его как положительное явление. Если раньше монастыри воспринимали только как путь воцерковления, то теперь они стали возможностью отдохнуть от информационного шума и испытать себя в реальном труде. «Современный человек устал от цифровой среды, — подчеркивает священник. — А совместная работа и простота монастырской жизни помогают восстановить силы и почувствовать поддержку».

Давид Бобров считает, что «монастыринг» отчасти — ответ на духовные и эмоциональные запросы поколения: стремление к «настоящести», отдыху от городской суеты, а порой и к цифровому детоксу. «Многие находят в монастыре не религию, а гармонию, чувство причастности чему-то большему и возможность быть полезным». В общем, новая искренность и перегруз контентом сделали свое дело.
Куда отправиться на перезагрузку
Теперь остается выбрать направление. У каждого места — свой характер, атмосфера и даже «уровень сложности».

  • Валаамский монастырь (Республика Карелия) — легендарный островной монастырь на Ладоге, куда едут за суровой природой, строгим укладом и особым ощущением истории.

  • Николо-Сольбинский женский монастырь (Ярославская область) — уединенное место среди лесов, где сочетаются тишина, простор и доброжелательная атмосфера сестринской общины.

  • Вышенский женский монастырь (Рязанская область) — старинная обитель с размеренным ритмом и возможностью пожить рядом с природой и древними святынями.

  • Серафимо-Дивеевский женский монастырь (Нижегородская область) — одно из самых известных мест паломничества в России, куда приезжают за духовной поддержкой и ощущением особой силы.
Поделиться статьей в соцсетях
Подпишись на местную ЩУКУ в Telegram и Instagram* и узнай о всех крутых местах страны одним из первых.
Дата материала: осень 2025