интервью
nōtem: интервью с основательницей (не)съедобных свечей
Алёна Хайдукова — фаундер бренда свечей ручной работы. За четыре года эти свечи покорили нишу за счет своего съедобного дизайна. Однако пожирать их можно только глазами, что не удивительно. Эти свечи даже жечь жалко.

Встретились с Алёной и обсудили, как она создала устойчивый бренд и почему фаундеру полезно быть экономистом.
— Привет, Алёна! Расскажи, с чего начинался бренд?
Это началось 4 года назад во время карантина. В то время я еще работала в консалтинге и у меня появилось внутреннее намерение как-то украсить дом. Однажды я скроллила ленту запрещенной сети и увидела, что в Англии делают какие-то потрясающие свечи.

Я понимала, что с доставкой в Россию возникнут сложности, а у меня такой подход: если я не могу получить то, что мне нужно, как я могу это сделать сама?

Изначально я хотела делать свечи для себя, но когда мы достали первую свечу у моего друга на даче, где мы и заливали её, я подумала: «вау, хочется, чтобы это было не только у меня, но чтобы любой человек тоже мог украсить свой дом».

Потом я быстро собрала логотип, открытку, придумала коробку и начала вести аккаунт в Инстаграм*.
— Почему nōtem?
Когда я только запустила бренд, он назывался по-другому, flame lab («лаборатория огня»). Но так получилось, что у нас в России уже был бренд с похожим названием (flame moscow — прим. ред.), я это не проверила. Когда мы уже активно работали, ребята [из flame moscow] нам написали и сказали, что люди нас путают. Так мне пришлось думать над новым названием.

Мы уже выросли из просто свечей, и хотелось донести, что каждым элементом с нашей сайта можно сделать какую-то красивую композицию в доме. На латинице есть слово «нота» с черточкой сверху и я добавила туда окончание «ем», потому что люблю Францию с её «жётэм». Нотами в музыкальной композиции можно выделять какие-то моменты, делать акценты. Это про нас — про акценты в доме, которые цепляют глаз.
Знаем, что по образованию ты экономист. Помогает ли это в бизнесе? Если бы ты могла вернуться в прошлое, выбрала бы эту же специальность или какую-нибудь другую?
Моё образование мне 100% помогло, потому что оно дало майндсет (mindset), который помогает строить бизнес, понимание, как вообще работает экономика. И если бы мне пришлось снова выбирать, я бы всё равно выучилась на экономиста, но добавила бы более бизнесовые вещи.
Дай один совет начинающим предпринимателям? Что бы ты порекомендовала себе, когда начинала свой путь?
Мне кажется, что, в первую очередь, когда начинается бизнес, нужно посчитать деньги: без финансовой основы сложно будет что-то прогнозировать, понимать, как всё работает и что приносит или не приносит деньги. Без этого невозможно принимать правильные решения.

Себе я бы посоветовала не делать всё самостоятельно, не охватывать все области, когда ты только начинаешь. В компании нужны разные функции: если предприниматель понимает, что лучше у него получается придумывать продукты, а маркетинг, например, не его суперсила, эффективнее будет нанять другого человека на это.
— Откуда ты черпаешь вдохновение для создания новых свечей?
Сейчас этот процесс часто привязан к праздникам. Ещё бывают какие-то вспышки идей вроде «а давайте сделаем свечу 5 метров» и все такие: «а давайте!». У нас есть отлаженный процесс придумывания свечей к праздникам, но к другим коллекциям или коллаборациям всё происходит хаотично, вместе с нашими партнерами. Вдохновение часто рождается из полученного и обработанного в голове контента, насмотренность помогает.
— Если бы не свечи, то что?
Это были бы точно булки или торты! Я сама очень люблю это делать, во время учебы в университете я делала торты, сама придумывала и собирала их. Я даже мечтала снять на Чистых прудах помещение с исторической надписью «Булочная» на фасаде. Возможно я перееду во Францию и буду печь там булки. Ещё я мечтаю об одежде, потому мне интересна вся история со стилем, но пока что это лежит на дальней полочке.
Помнишь ли ты, какой была самая первая свеча?
Конечно! Это был женский кремовый торс, который уже надоел примерно всем и заполонил все маркетплейсы. Хотя в одном магазине, где представлены наши свечи, этот торс занимает первое место по продажам.
— Все айтемы nōtem выглядят максимально аппетитно, но в них нет аромата. Не думала парфюмировать свечи?
Ароматические свечи в планах точно есть! Не уверена, что в этом году, потому что процесс создания ароматов непростой и очень сложно найти хороших подрядчиков. Просто мы хотим создать свои ароматы, а использовать готовые не про нас.
Представь, ты можешь выбрать любого человека, которому подарила бы свою свечу. Кто бы это был?
А если я хочу всем их подарить? [смеётся] Если выбирать из известных людей, я бы подарила Урсу Фишеру. Это художник, который отвечал за инсталляцию напротив ГЭС-2 («Большая глина № 4»). Он делал экспозицию для Лувра из множества свечей, которая таяла неделями. Хочется сделать что-то похожее.
Какие у проекта планы на будущее?
Планы конечно же есть, и они грандиозные! Я бы хотела, чтобы мы в следующем году точно начали выходить за рубеж (за пределы СНГ), в Европу или США, так как я там не видела подобных проектов, кто бы делал так же, как и мы. Хочется запустить в России категории других продуктов, чтобы разбавить формовые свечи и увеличивать наши «корни» внутри страны. В следующем году будет много классных проектов с очень большими брендами. Надеюсь, что всё получится.
Подпишись на местную ЩУКУ в Telegram и Instagram* и узнай о всех крутых местах страны одним из первых.
Дата материала: осень 2024